Rambler's Top100

Клуб Бусидо и Каратэ: Иай-дзютсу

Главная

Иай-дзютсу - мастерство владения самурайским мечом

Об иай-дзютсу

Иай-дзютсу - это искусство вынимания меча из ножен с одновременным нанесением удара. Иначе Иай-дзютсу - это мастерство владения мечом, один из стилей Будо (японских боевых искусств).
"И" означает существование тела и духа.
"Ай" - применимость, способность к импровизации когда и где угодно. В ином прочтении сочетание двух первых иероглифов означает непосредственное и постоянное присутствие.
"Дзютсу" - это искусство или техника.

Исторически искусство быстрого извлечения меча называлось по разному, преимущественно с использованием идеограмм бацу - "бацу/нуку" ("извлекать") и катана - "то/катана" или - "кэн/цуруги" (оба означают "меч").

Идеографический анализ не помогает полность понять слово "иай-дзютсу" (дзютсуиай). Помимо иероглифа дзютсу - "дзютсу" ("техника","мастерство") в него входят и - "иру" ("быть") и ай - "ай" ("соединять", часто также переводится как "гармония"), что вместе, вроде бы, даёт "техника обретения (или нахождения в) гармонии". Но на самом деле, согласно одному из мастеров иай-дзютсу, Ямамото Харусукэ, два первых иероглифа взяты из выражения "цунэ-ни итэ кю-ни авасу" ("итэ" - форма глагола "иру", а "авсу" - глагол, оборазованный от "ай"), что можно перевести как "где бы ты ни был, должен всегда [быть готов] мгновенно реагировать".

Япония необычна во многих отношениях, а её длительная военная история способствовала развитию оружия и боевых искусств, которые совершенствовались почти две тысячи лет. Возникли следующие направления: Джиу-Джитсу (Дзю-Дзютсу), Дзюдо, Айкидо, Каратэ-до, Кэмпо, Кэндо, Батто-Дзютсу и многие другие. Все они имеют глубокие исторические корни, стройные системы методов тренинга и серьёзное философское содержание. Старейшие из них - Дзю-Дзютсу (мать всех японских боевых искусств) и Иай-Дзютсу. Многие учёные считают невозможным разделить историю Японии и искусство меча.

Исторически роль Иай-дзютсу в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом без опаски нанести непоправимые увечья своему партнёру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, Иай-дзютсу было вспомогательной дисциплиной по отношению к Кэн-дзютсу - собственно искусству фехтования на мечах.

Согласно легенде, Иай-дзютсу родилось в XVII веке. Один из самураев по имени Ходзе Дзинуске захотел отомстить за убийство своего отца. Однако он не мог противостоять убийце в открытом поединке, так как тот был сильнее и опытнее, а прибегать к услугам наемного убийцы или убийству из-за угла не позволял кодекс чести - Бусидо. После долгих раздумий он понял, что рассчитывать на успех можно только в одном случае, если, бросив вызов обидчику, зарубить его до того, как он успеет выхватить свой меч. После длительных тренировок он осуществил свой замысел и отомстил за смерть отца.

Поединки на мечах продолжались вплоть до революции Мэйдзи в 1868 году. Затем искусство меча пришло в упадок, но продолжали существовать школы Иай-Дзютсу, Кэн-Дзютсу, Батто-Дзютсу, которые ставили своей целью сохранение искусства меча.

Насчитывалось более четырёхсот школ Иай-дзютсу. Безусловно, каждая из них привносила что-то свое в технику работы, но в своей сути они были едины: молниеносное обнажение меча из любого, даже самого неудобного положения и один, максимум два последующих удара.

В любой школе Иай-дзютсу техника разделяется на 4 элемента:
1) нуки-цукэ (выхватывание меча, начальный этап атаки);
2) кири-цуки (момент удара по врагу);
3) тибури (стряхивание крови с клинка);
4) ното (вложение клинка назад в ножны).

По мере приспособления общества к новой мировой эпохе учителя боевых искусств стали переосмысливать духовные аспекты Будо и делать всё больший упор на них в своём преподавании. Потребность в практическом применении боевых искусств исчезла, а Дзэн и другие философские учения всегда были важной частью пути самурая. Они придавали воину силу духа в битве. Некоторые учителя осознали, что и в мирное время правильные занятия боевым искусством поднимут дух спортсмена до состояния, достигаемыми практиками философии Дзэн. Было также замечено, что долгие занятия Будо делают людей проницательными и добрыми. Потому большинство школ стали обучать боевым искусствам не для сражения, а для совершенствования характера учеников.

Помимо физической активности, дающей определенную нагрузку практически на все группы мышц, практика Иай-дзютсу развивает способность мгновенно концентрироваться и мгновенно достигать глубочайшей степени психической концентрации. Именно поэтому в Японии Иай-дзютсу практикуют как люди, никак больше не связанные с боевыми искусствами, так и те, кто профессионально занимается каратэ, айкидо или чем-нибудь ещё. И это вполне естественно, ведь способность мгновенно достигать глубочайшей степени психической концентрации и удерживать ее значительное время, может найти применение в любой отрасли деятельности. Для человека находящегося в подобном состоянии время начинает идти по-другому. Ему кажется, что вокруг него оно замедлило свое течение, тогда как собственное внутреннее время течет с нормальной скоростью. Человек продолжает думать и действовать в реальном, как ему кажется, формате времени, хотя на самом деле делает он это все в несколько раз быстрее.

Последний этап превращения системы ведения боя в философское искусство начался после Второй мировой войны. После оккупации Соединённые Штаты запретили традиционные боевые искусства в Японии. Стремясь получить разрешение продолжать занятия, различные ассоциации учителей создали новые правила занятий, специально отмечающие, что занятие боевыми искусствами вовсе не предназначены для лишения людей жизни, а способствуют сохранению традиционной культуры и служат средством образования.

Среди тех, кто остался приверженцем этого архаичного времяпрепровождения, есть те, кто делает упор на изучение практических способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, Иай-дзютсу или Батто-дзютсу). Другие же предпочитают в нём видеть путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела (они называют своё искусство Иайдо).

Всеяпонская федерация кэндо в 1969 году (и с изменениями в 1977-ом и 2001-ом годах) утвердило набор стандартных техник Нихон кэндо рэнмэй иайдо, или, неофициально, как сэйтэй иайдо (стандартное иайдо). Этот набор, который является началом пути для учеников, создан на основе сплавов техник старинных стилей иай-дзютсу Мусо синдэн-рю и Мусо дзикидэн Эйсин-рю.

В нашем клубе изучается техника стиля Киодо-рю.

В начало

Рейтинг@Mail.ru О клубе | Карта сайта | | ©2004 Клуб Бусидо и Каратэ , Мурманск

Используются технологии uCoz